Успех команды во многом зависит от работы и приверженности ее руководителя. Между тем, принятие на себя группы сотрудников, которые некоторое время сотрудничали друг с другом, было связано с большим стрессом, который мешает эффективному выполнению управленческих задач. Это связано со страхом, что как менеджер я смогу справиться с поставленной передо мной задачей. Этот страх и неуверенность усиливаются, когда меньше уверенности в своих силах и способностях, и когда команда известна на предприятии своей «сложностью».
Однако и у менеджера, и у команды есть сомнения и опасения в этой ситуации. Будет ли новый руководитель более или менее «жестким»? Будет ли он проявлять повышенную любознательность и бескомпромиссность в своих оценках? Можно ли вообще с ним работать? Какими будут люди в команде: амбициозными или целеустремленными? Может, они проявят сопротивление новому менеджеру? Будут ли они доверять и подчиняться приказам, работать лучше, чем раньше, или, по крайней мере, не хуже?
Ситуация в команде очень сложная, и трудно судить, какие действия нового менеджера могут оказаться лучше всего в той или иной ситуации. Сам руководитель должен принять решение об этом, проанализировав достижения команды, ее персонал, объем обязанностей, отношения внутри нее, отношения с уходящим руководителем, тип команды и ее место в структуре завода, читать подробнее тут. Стоит обратить внимание на несколько избранных вопросов, которые могут существенно повлиять на эффективность менеджера в том случае, если ему доверено управление командой, в той или иной степени, по «наследству».
РАДОСТЬ, КОГДА ЛИДЕР УШЕЛ
Если команда обрадовалась, узнав о смене руководителя, ситуация кажется благоприятной для нового руководителя. Команда вздохнула, а значит, демобилизирующий фактор, вероятно, исчез. Новый менеджер может умело использовать эту улучшенную атмосферу в своих интересах. Конечно, даже такая команда обеспокоена тем, что новый руководитель не окажется менеджером, с которым он не сможет сотрудничать, но при доброй воле руководителя можно контролировать ситуацию.
Другое дело, когда такая команда конфронтационна с первого момента. Из-за опасений, что новый менеджер окажется таким же «плохим», как и предыдущий, сотрудники на всякий случай пытаются получить преимущество над ним, получить какие-то привилегии на месте, договориться о меньшем контроле и т. д. Чуткий, «слабый» или неопытный менеджер может сам не справиться с таким синдромом. Скорее всего, время от времени сотрудники будут пересматривать условия сотрудничества. Вероятно, это не улучшит ситуацию в группе, а также может возникнуть риск непродуктивной конкуренции между сотрудниками.
Поэтому стоит обратить внимание на первые симптомы демобилизации и конфликта, которые проявляются в поведении сотрудников. Также стоит иметь в виду, что, возможно, радость команды по поводу ухода предыдущего менеджера связана с тем, что они не смогли договориться ни о чем выгодном для себя.
Примеры деструктивного поведения сотрудников: личные нападки, критика, споры по поводу деталей, демонстрация доминирования, жалобы, демонстрация превосходства, манипулирование и контроль над реакциями других членов команды, вспышки гнева, словесная агрессия, физическая агрессия, отвлечение, избегание, опоздание с выполнение поставленных задач, подшучивание над другими, дурачиться, принимать решения несерьезно, вмешиваться, убеждать себя, даже если это неправильно, навязывать выполнение приказов другим членам команды и т. д.
УДАР ПО КОМАНДЕ
Бывают ситуации, когда команду не устраивает уход лидера: он был рядом с ним, сотрудничество было отличным, и сейчас нынешний руководитель по каким-то причинам меняет должность, продвигается по службе или, может быть, находит другого работодателя. Если новый менеджер получает команду, которая потеряла лидера вопреки ожиданиям, он должен учитывать, что на линии между командой и новым менеджером может быть напряженность, а также вышеупомянутое деструктивное поведение.
Напряженность может быть связана с:
- изменения правил, регулирующих работу команды,
- объем обязанностей,
- повышенные требования к качеству коллектива,
- личность самого вождя,
- новые способы оценки работы,
- стиль управления лидером,
- профессиональный опыт руководителя.
Станьте первым!